Становление полового сознания

Становление полового сознания
  • Как известно, человека от его ближайших сородичей по эволюционной иерархии отличает ряд качественных приобретений, прежде всего способность к абстрактному мышлению с его языковой формой. Это привело в конечном счете к формированию человеком упорядоченного представления как об окружающем мире, так и о своем собственном месте в нем. Подобно тому как мореплаватель рисковал бы потеряться в океане, если бы он не ориентировался по системе координат, обозначенных широтой и долготой, человек был бы раздавлен бесконечным разнообразием окружающего мира, если бы не удивительная способность человеческого мозга создавать в сознании обобщенную модель этого мира. Отличаясь глобальной универсальностью и устойчивостью, модель эта крайне динамична: в зависимости от конкретных жизненных задач, решаемых в данный момент, фокусировка сознания беспрерывно меняется — главное с точки зрения переживаемой ситуации прорисовывается четко, вступает в круг ясного видения, а второстепенное оттесняется на периферию сознания. Благодаря этому свойству человеческого сознания решение любой, даже самой, казалось бы, незначительной, задачи человек осуществляет с позиций своего тотального представления об окружающем мире. И хотя в ходе индивидуального развития каждый человек формирует свое представление о мире начиная с «нулевой отметки», на этот процесс влияют семейный, национальный и общечеловеческий опыт.
  • В современной психологии сознание определяется как отражение действительности и целенаправленное регулирование отношения личности с окружающим миром, прежде всего — с другими людьми.
  • Одним из аспектов зрелого сознания личности является половое сознание, под которым следует понимать осознание человеком себя самого как носителя определенного пола, а также выработку системы эмоционально-этических установок (в понимании Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготского), регламентирующих сексуальное поведение.
  • При эректильной дисфункции рекомендуем воспользоваться препаратами Tadajoy 20Levifil-20Eregra 100 предварительно проконсультировавшись с врачом.
  • В динамике становления полового сознания у мужчин можно выделить следующие 4 стадии.

Понятийная

  • Понятийная характеризуется тем, что здесь еще нет специфической чувственной окраски и представления о половых различиях покоятся на нейтральном эмоциональном фоне.
  • Ребенок, овладев способностью идентифицировать конкретные предметы и существа окружающего мира, начинает затем сближать отдельные конкретные образы (представления) по признакам сходства, конструируя таким путем упорядоченные ряды минимального объема, представляющие первый, нуклеарный, зачаток простейшей логической системы (основанной на элементарном обобщении представлений в понятия): большое — малое, близкое — далекое, можно — нельзя и т.д. По Ж. Пиаже, первый этап понятийного мышления характеризуется формированием примитивных умозаключений, вытекающих не из дедукции, а из аналогий. На какой-то стадии отработки этих двухкомпонентных рядов ребенок осознает, что его товарищи по играм разделяются на мальчиков и девочек, причем роль основных критериев для отделения мальчиков от девочек на первых этапах играют короткая стрижка и форма одежды (в новелле Бальзака «Наивность» ребенок не может отличить на картине Адама от Евы, потому что они не одеты).

Романтическая

  • Романтическая (или платоническая) характеризуется наличием выраженного эмоционального компонента, имеющего возвышенный, романтический характер. Эта возвышенность отражается и в тех эротических фантазиях, которые типичны для этой стадии; почвой для подобных фантазий обычно служат сцены из прочитанных книг — мальчику представляется, что овладевшая его мыслями девочка попала в затруднительное положение, и он, как рыцарь, выручает ее из этого затруднительного положения; при этом ни одна нечистая мысль по отношению к ней не приходит ему в голову.
  • Классический образец романтической стадии полового сознания можно найти в «Новой жизни» Данте, представляющей поэтическое описание чувств, испытываемых автором к боготворимой им Беатриче.
  • Характерно, что в этом периоде специфически окрашенного интереса к противоположному полу, в частности в генитальной области, еще нет. Он даже менее выражен, чем в стадии понятийной, где разница в физической стороне гениталий по крайней мере возбуждает любопытство. Даже так называемые сексуальные игры в этой стадии еще асексуальны, и в центре действия обычно находится нейтральная ситуация (дети играют в школу, в поезд и т.п.). На этом этапе элементарное представление об окружающем мире и своем месте в этом мире, которое складывается в стадии понятийной, претерпевает определенное поступательное развитие, усложняется за счет выработки системы оценок. Если на первых этапах знакомства с миром ребенок воспринимает его как открытую систему, то затем начинается период запретов и поощрений, в результате чего формируется система оценок, на основе которой затем строится морально-этический кодекс личности. При этом чрезвычайно характерно, что эта система оценок, во-первых, глубоко эмоциональна и, во-вторых, формируется не как нечто навязанное извне, а как система внутренняя, как собственное отношение данной личности к явлениям окружающего мира. Отсюда столь частое ощущение безысходного трагизма и непоколебимая убежденность каждого влюбленного, что он — первый и единственный человек, переживающий подобные чувства.
  • Значение платонической стадии очень велико: именно платонический компонент возвышает физиологический инстинкт до истинно человеческой Любви. При редукции платонического компонента возникает опасность соскальзывания в примитивную похоть.
  • Характерные черты платонической стадии — высокий накал чувств с элементами сладостного трагизма, убежденность в неповторимости и вечности переживаемого, самоотречение и жертвенность — очень красочно переданы Станиславом Лемом в романе «Магелланово облако». Молодой человек, когда ему становится ясно, что любимая девушка не может разделить его чувств, ни на что не претендуя, высказывает такие слова: «Я знаю: то, что я ощущаю, для тебя бесполезно. Но наступит время, когда у тебя будет многое позади, а впереди останется мало, и ты, возможно, будешь искать в воспоминаниях какую-то опору. И ты будешь совсем другой, и все будет другим, и я не знаю, где я буду, но это не имеет значения. Подумай тогда, что мое звездоплавание, так же как мои сны, мой голос и мои заботы, мысли, еще неизвестные мне, мое нетерпение и моя робость — все это могло быть твоим, и ты могла приобрести целый мир. И когда ты подумаешь так, будет неважно, что ты не сумела или не захотела этого. Важно будет лишь то, что ты была моей слабостью и силой, потерянным и найденным светом, темнотой, болью — то есть жизнью...»